|
ФГОСФГОС в ДОУ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года. После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандарт Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) В основе ФГОС заложены следующие основные принципы: — поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; — личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, — уважение личности ребёнка, — реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей дошкольного возраста. В ФГОС дошкольного образования учитываются: — индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, — возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации. Основные принципы дошкольного образования: — полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); — содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; — поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; — сотрудничество ДОУ с семьёй; — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; — формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; — возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); — учёт этнокультурной ситуации развития детей Стандарт направлен на достижение следующих целей: — повышение социального статуса дошкольного образования; — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; — обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам освоения; — сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования Стандарт направлен на решение следующих задач: — охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); — создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; — формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей; — обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи, повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Стандарт является основой для: — разработки Программы; — разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее-примерные программы); — разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; — объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта; — формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации; — оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Стандарт включает в себя требования к: — структуре Программы и её объёму; — условиям реализации Программы; — результатам освоения Программы Требования к условиям реализации Программы: — требования к психолого-педагогическим условиям; — к кадровым условиям; — материально-техническим условиям; — финансовым условиям; — к развивающей предметно-пространственной среде В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. |
|